ЦСО дает возможность поверить в себя

Уже 24 года свою работу осуществляет Центр социального обслуживания населения Черноморского района.
Это комплексное учреждение по социальному обслуживанию граждан, семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Центр оказывает социально-бытовые, социально-психологические, психолого-педагогические и социально-правовые услуги, проводит социальную адаптацию и реабилитацию граждан пожилого возраста и детей-инвалидов.
Сегодня хочется раскрыть особенности работы Черноморского социально-реабилитационного отделения детей-инвалидов, где на учете состоит 42 ребенка-инвалида, которым за 2021 год оказано 4746 социальных услуг.
Семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, нередко недостает физических и моральных сил. Все они нуждаются в психологической поддержке, потребности поделиться с другими людьми своими сомнениями и трудностями.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья более ограничен в своих исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с длительным пребыванием в больнице, часто предубежденное отношение окружающих, неблагоприятно влияют на его развитие. Необходимость оказания таким детям комплексной помощи очевидна.
Основной особенностью деятельности специалистов отделения дневного пребывания является преимущественно индивидуальная работа и работа в малых группах с детьми, страдающими соматическими заболеваниями (при сохранном интеллекте), — группа комплексной реабилитации. Количество детей в группе составляет от 3 до 7 человек.

Ребенок проходит курс реабилитации в группе таких же детей и осознает, что он не одинок и мир ему не враждебен. Опыт новой жизни в коллективе учит ребенка доверять миру, снимает отчужденность, эмоциональную холодность. А также теплая, приближенная к домашней, обстановка благожелательности, любви и заботы дает возможность ребенку поверить в себя. Все гарантированные услуги в отделении детям оказываются бесплатно.
Первоначальный этап работы представляет собой психолого-медико-педагогическую диагностику, по результатам которой специалисты отделения разрабатывают индивидуально-ориентированные программы реабилитации для каждого ребенка.
Реабилитационный курс рассчитан в среднем на 1 месяц. В случае необходимости, семье может быть предложено пройти повторный реабилитационный курс. Курс включает в себя коррекционные и развивающие занятия, тренинги, ролевые игры, занятия трудотерапией, различные формы социокультурной деятельности, АФК, массаж.
Центр располагает залом для культурно-массовых мероприятий, в котором собраны тренажеры, все необходимое для игротеки, имеются мягкие модульные оборудования. Проводится профилактический массаж.
Для коррекции дефектов моторики с целью развития функциональных двигательных систем проводится адаптивная физкультура, занятия с тренажерами, общеразвивающие физкультурные занятия. Специалисты Центра проводят оздоровительные мероприятия в игровой форме, ведь игра оказывает тонизирующее влияние на организм, отвлекает от мыслей о болезни, вызывает чувство радости и удовольствия.
В Центре широко используется гимнастика с применением специальных эластичных мячей большого диаметра. Занятия в основном проходят в исходном положении сидя на мяче, который является амортизатором, специально подобраны комплексы упражнений для мышц спины, что способствует формированию правильной осанки у детей и подростков и профилактике различных заболеваний позвоночника.
Кроме того, в Центре используются травмобезопасные мягкие модули, которые дают возможность развить у детей ловкость и быстроту. В социально-реабилитационную программу входит не только проведение индивидуальной работы с детьми-инвалидами, но и совместные занятия наряду со здоровыми детьми, это братики и сестрички наших подопечных.
В 2019 году из средств бюджета Республики Крым на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу Республики Крым «Доступная среда» на сумму 751 780 рублей было закуплено средств реабилитации и абилитации для детского отделения:
– беговая дорожка с поручнями;
– велотренажер;
– массажный стол;
– набор психолога (4 модуля);
– световой стол для рисования песком;
– опора для ходьбы — ходунки;
– иппотренажер и другие.
В общем комплексе реабилитационных мероприятий особенно важное значение играет социальная психолого-педагогическая реабилитация. Одним из главных звеньев психолого-педагогической реабилитации является психокоррекция и психопрофилактика различных нарушений у детей и подростков с ограниченными возможностями, а также способствование восстановлению их способностей к обучению, к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, в соответствии со структурой потребностей, кругом интересов.
Психолог Центра на основе комплексной диагностики выявляет возникающие в процессе реабилитации трудности, их психологические причины, разрабатывает рекомендации по их устранению и предотвращению, а также оказывает адресную психологическую помощь детям и их родителям.
Детям, требующим особого внимания и подхода, психолог помогает безболезненно пройти период адаптации в новом коллективе, создает комфортные условия для его общения со специалистами других направлений реабилитации, помогает установить контакт со сверстниками и родителями.
При психологическом обследовании широко используется наглядность. Центр располагает разнообразными игрушками, дидактическими играми, предметными и сюжетными картинками, материалом для счета.
На диагностико-игровом этапе психолог использует как коллективные, так и индивидуальные формы и методы работы: тестирование, анкетирование детей, родителей, рисуночные тесты. На основе полученных результатов психолог выясняет и фиксирует особенности психического развития детей, психологические аспекты личностных проявлений характера и поведения.
На адаптационно-развивающем этапе специалист формирует группы детей со сходными нарушениями в развитии психических процессов и психотерапевтические группы для ребят с похожими психологическими проблемами для организации групповой коррекционной работы; обучает приемам психологической самозащиты, самоконтроля и самооценки; обучает в процессе дидактических, сюжетно-ролевых и деловых игр способам выражения своих мыслей, стимулирует высказывания своих мыслей.
Коррекционный этап — самый продолжительный по времени и значимости для ребенка в процессе его реабилитации. Здесь ставятся самые сложные задачи, но при условии тесного взаимодействия и полного доверия между ребенком, родителями и психологом — безусловно достижимые: коррекция и компенсация выявленных нарушений психических функций (мышления, памяти, речи); помощь в преодолении негативных черт характера, трудности социализации, в решении индивидуально-психологических проблем ребенка.
Спектр психологических технологий здесь самый широкий:
– групповой психотренинг, цель которого — сплотить детский коллектив и повысить самооценку детей-инвалидов;
– сказкотерапевтический тренинг;
– коммуникативные тренинги;
– тренинги мышечного расслабления;
– коррекционные развивающие занятия;
– дискуссионно-практические занятия с участием родителей;
– игры на преодоление страхов.
Специалисты Центра стремятся создать такие условия, которые способствуют процессу успешной адаптации ребенка-инвалида. Для этого используются такие формы работы как беседа, экскурсии, ролевые игры, тестирование, тематическое чтение вслух, индивидуальная работа, анкетирование. Главной задачей социально-культурной реабилитации является развитие творческого потенциала ребенка, его познавательной активности, уменьшение границ между общим физическим недомоганием у ребенка и стремлением познать мир во всех его проявлениях.
Общаясь друг с другом, участвуя в совместных играх, посещая разные мероприятия, дети получают столь необходимую им социализацию. Творческая деятельность ребят, проявляющаяся в рисовании, пении, танцах, спортивных занятиях и т.д., помогает им самоутвердиться, раскрыть свои потенциальные возможности, познать самих себя. Участие в работе кружков, в соревнованиях дают возможность ребенку-инвалиду пережить ситуацию успеха, поверить в себя, обрести друзей среди здоровых детей.
В результате социокультурной реабилитации ребенок учится воспринимать себя так, чтобы не было необходимости всякий раз доказывать другим, что он хороший. А ведь это очень важно в процессе социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Дети-инвалиды — часть нашего с вами мира.
Сколько нобелевских лауреатов и известных личностей — людей с ограниченными возможностями здоровья нам встречаются с экранов телевизора.
Инвалидами были и глухой Людвиг ван Бетховен, и Ярослав Мудрый (он был полуинвалидом со слабым зрением, плохо развитой мускулатурой и хромотой), и Альберт Эйнштейн (родился с большой головой и не говорил до 9 лет), а Питер Динклэйдж (знаком нам с «Игры престолов» родился с наследственной болезнью, известной как карликовость, рост актера 1,35 метра), и великий мультипликатор Уолт Дисней (врачи констатировали у него ограниченность когнитивных способностей, то есть невозможность обучаться и познавать мир), и актриса, модель Джейми, страдающая синдромом Дауна, и другие. Все они, несмотря на свой недуг, вопреки всему, стали известными людьми во всем мире!
Люди с ограниченными возможностями могут почти всё, если дать им возможность поверить в себя! А наш Центр социального обслуживания поможет в этом всем, кто к нам обратится за помощью.
Я. Маркова,
руководитель Центра
социального обслуживания

https://gazeta-chi.ru/obshestvo/cso-daet-vozmozhnost-poverit-v-sebya